Лекция 1. Определение, задачи и значение осанки. Физиология осанки.

УГНИВЕНКО Василий Иванович, кандидат медицинских наук
АННОТАЦИЯ Лекция посвящена важному параметру физического здоровья и физического развития человека – осанке. Изложены определение, задачи, значение и основы физиологии осанки.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Определение, задачи и значение осанки

2. Физиология осанки


Определение осанки.


6. Рассмотрим определение осанки и основные понятия, связанные с эти термином. Итак, «Что же такое осанка?» Это знакомое всем слово, обычно, ассоциируется с выправкой, привычной позой человека, манерой держать себя.

В наиболее общем смысле, осанка - это привычное непринужденное вертикальное положение тела человека, сохраняющееся в покое и при движении.


7. С научной точки зрения, осанка – более емкое и более конкретное понятие. Это физическая характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития.
8. Рассмотрим корректное с научной точки зрения определение осанки - Осанка это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом.

Обратим внимание на формулировку «привычное положение тела ». Именно привычное. Человек способен принимать любые позы усилием воли или под действием внешних обстоятельств.

Осанка – это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне безусловных рефлексов, так называемым двигательным стереотипом.

Каждый человек имеет только одну, присущую ему привычную осанку.


9. Осанка определена конституцией человека, его генотипом, т.е. это врожденное свойство человека. Однако осанка способна к совершенствованию в процессе индивидуального развития человека. Воспитание и коррекция осанки рассматривается в практике различных видов гимнастик, тысячелетиями преподается в театральном искусстве и военном деле. Воспитание и коррекция осанки – одна из основных задач физического воспитания. Принципы коррекции осанки лежат в основе современных оздоровительных гимнастик. Устранение дефектов осанки с целью достижения лечебного эффекта лежит в основе такого направления физической культуры как лечебная физкультура.
10. Осанку рассматривают как способ выстраивания относительно друг друга условно выделенных сегментов тела: головы, шеи, грудного сегмента, торса, таза, нижних конечностей и стопы. Сегменты тела выстраиваются относительно жесткой конструкции тела – скелета, и такое выравнивание называется скелетным балансом. На рисунке изображены отдельные сегменты тела и то, как они могли бы образовать единую устойчивую кинематическую цепь, например в двух вариантах. Теоретически таких вариантов может быть великое множество, однако, осанка регулируется типовым механизмом - двигательным стереотипом в соответствии с законами гравитации, и в жизни мы видим 5 – 6 типов выравнивания тела или 5 – 6 типов осанки.
11. Следуя закону целесообразности, сегменты тела выстраиваются таким образом, чтобы минимизировать напряжение сухожилий и мышц при удержании тела в вертикальном положении, сохраняя при этом максимальную устойчивость тела.

Сегменты тела располагаются относительно линии гравитации, проходящей через центр тяжести. Для устойчивости суставы, соединяющие сегменты тела, стремятся принять положение замыкания, т.е. положение, при котором суставные поверхности максимально конгруэнтны, т.е. максимально соответствуют друг другу. В этом положении обеспечивается максимальная устойчивость сустава, не требующая дополнительного напряжения мышц. Например, для коленного сустава положением замыкания является полное разгибание, при условии расположения сустава позади линии гравитации.


12. Рассмотрим основные задачи осанки. Главная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц. При правильной осанке любое внешнее воздействие не приведет к травме опорно-двигательной системе, а лишь изменит его кинематическую схему, при сохранении устойчивости в целом.
13. Осанка выполняет также утилитарную задачу. При правильном выравнивании сегментов тела, выполнение простых и сложных движений не вызывает особых проблем, так как при этом, амплитуда движений всех суставах - максимальна. Это и определяет максимальную эффективность движения тела. Посмотрите на рисунок. При хорошей осанке голова сохраняет положение неустойчивого равновесия. В этом положении возможен полный объем движений в суставах шеи. При сутулой осанке голова как бы выдвинута вперед и поворот головы резко ограничен. Попытка форсированного поворота связана с запрокидыванием ее и может привести к травме шеи.
14. Осанку нельзя считать только соматическим показателем. Она является также показателем психических особенностей человека. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности человека. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих. Хорошая осанка обычно ассоциируется с хорошей моралью.

Посмотрите на рисунок, сравните осанку наших современников и величественную осанку Екатерины второй. Вы увидите и характер человека, и его социальный статус, и, возможно, его профессиональную принадлежность.


15. Значение осанки. При изложении вопроса «значение осанки для человека», рассмотрим пять наиболее существенных аспектов осанки. Рассмотрим осанку с различных точек зрения:

Осанка – как механизм, обеспесчивающий прямохождение.

Осанка – как показатель физического развития.

Осанка – как предмет изучения различных наук

Осанка – как показатель физического и психического здоровья

Осанка - механизм прямохождения

Осанка это механизм, производный от прямохождения. Осанка (и проблемы, связанные с осанкой) присущи только человеку. Господь создал человека прямоходящим и прямостоящим. То есть человек ходит на 2 ногах при вертикальном положении тела (это называется бипедия или ортоградность). Двуногая ходьба свойственна только человеку. Обезьна тоже может ходить на задних лапах, но отсутствие тонкого настроенного мехнизма удержания вертикальной позы (осанки) приводит к тому, что двуногая ходьба обезьяны чрезвычайно энергоемка и энергетически невыгодна.
16. Археологические находки прямоходящего человека датируются примерно 300 тыс. - 2 млн. лет. Трудно идентифицировать Человека по окаменевшим останкам. И обезьна могла пользоваться примитивными орудиями, предпочитать вертикальную позу, даже пользоваться огнем, оставаясь при этом животным. Наличие осанки или души останков ученые определить не могут.

Наши прародители Адам и Ева были высокого роста (вероятно вдвое выше современного человека), имели хорошую осанку и пропорциональное телосложение по образу и подобию Божьему. После изгнания из рая человечество деградировало, стало низкорослым, звероподобным и сутулым.


17. Выдающийся канадский физиолог Басмаджан так охарактеризовал значение этого процесса «Среди млекопитающих человек, приобретя когда-то вертикальную осанку, обладает наиболее экономичными антигравитационными механизмами. Затрата мышечной энергии при этой, казалось бы, наименее удобной позе, предельно экономична»(Басмаджан – выдающийся канадский физиолог, 1985).
18. В процессе эволюции человека постепенно сформировались признаки прямохождения: сбалансированная посадка головы, S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкий таз, широкая и плоская грудная клетка, массивные кости нижних конечностей, ориентация лопаток во фронтальной плоскости.
19. S- образный позвоночник является своеобразным амортизатором при осевых нагрузках. Выделяют изгиб вперед в шейном отделе – шейный лордоз, изгиб назад в грудном отделе – грудной кифоз, изгиб вперед в поясничном отделе – поясничный лордоз При чрезмерных осевых нагрузках S- образный позвоночник «складывается», предохраняя разрушение собственных структур.
20. За счет естественных изгибов увеличивается прочность позвоночника к осевой нагрузке. При резких и чрезмерных нагрузках позвоночник как бы «складывается» в S-образную форму, предохраняя диски и связки позвоночника от травмы, а затем расправляется как пружина. Нагрузка передаётся через большеберцовую кость. Точка опоры (б) приходиться на носок. Усилие (а) создаётся ахиллесовым сухожилием, которое при сокращении мышц икры, поднимает пятку
21. Прямостоящий скелет позволяет человеку передвигаться, в отличие от других животных, на двух ногах, перенося вес с пятки на передний отдел стопы, что превращает каждый шаг в упражнение по балансированию. Нагрузка передаётся через большеберцовую кость Точка опоры (б) приходиться на носок Усилие (а) создаётся ахиллесовым сухожилием, которое при сокращении мышц икры, поднимает пятку. Своды стопы «гасят» инерционные нагрузки при приземлении, которые достигают до 200% веса тела. сбалансированная посадка головы – признак прямохождения.
22. Естественная, сбалансированная посадка головы, позволяет длинным осям орбит быть обращёнными вперёд. Это отличительный признак человека от его человекообразных собратьев, у которых голова подвешена на затылочных мышцах (антропологи определяют положение головы по строению основания черепа и шейных позвонков). Сбалансированное положение головы исключает растяжение задних связок шеи и необходимость постоянного напряжения мышц шеи, главным образом, в отличие от животных, – мышцы - верхней трапеции. В процессе исторического развития человечество прошло сложный путь. С развитием цивилизации изменялись требования к опорно- двигательной системе.
23. В процессе исторического развития человечество прошло сложный путь. С развитием цивилизации изменялись требования к опорно-двигательной системе. Если древние люди находились или в вертикальном или в горизонтальном положении (охотились, собирали, воевали, лежали, отдыхая), то уже в 17 столетии 10% населения выполняли сидячую работу, а в 20 столетии число таких работников увеличилось до 90%. В процессе эволюции человек перестал приспосабливаться к окружающей среде и стал приспосабливать среду к себе. Изобретение скамьи, стула существенно изменило биомеханику человека, появилась новая проблема – «осанка сидящего (на стуле)» (Posture chairs).
24. Изобретение скамьи, стула (это вероятно XV век) существенно изменило биомеханику человека, появилась новая проблема – «осанка сидящего на стуле». Современный человек большую часть своего времени проводит сидя на работе, дома, в транспорте, работая, обучаясь, отдыхая, ожидая, принимая пищу.
25. Поза «сидя», - оптимальная для выполнения конторской работы и обучения, является тяжким испытанием для опорно-двигательной системы. Именно в этой позе чаще всего страдает осанка. Именно длительная поза сидя является причиной боли в спине, и причиной различных заболеваний. Массовое школьное обучение является причиной нарушения осанки у 80% детей.
26. 18 век – век массового школьного обучения. Этот прогрессивный исторический процесс имеет и оборотную сторону. По данным российского института детской ортопедии у 40-80% детей выявляются нарушения осанки, а у 3%-10% из них - различные искривления позвоночника так называемые школьные сколиозы. Офисные работники – новая массовая профессия, численность которых составляет более 60% всего работающего населения.
27. С развитием цивилизации изменяются содержание, организация и методы людского труда. Офисные работники – новая массовая профессия, численность которых составляет более 60% всего работающего населения. Необходимость длительного соблюдения сидячей рабочей позы (работая за компьютером, с документами, с клиентами) приводит к росту числа заболеваний опорно-двигательной системы.
28. Необходимость длительного соблюдения сидячей рабочей позы (работая за компьютером, с документами, с клиентами) приводит к росту числа заболеваний опорно-двигательной системы взрослого населения. Число таких заболеваний неуклонно растет, они молодеют и эта тенденция, вероятно, сохранится в обозримом будущем. основные исторические вехи эволюции осанки: прямохождение; изобретение стула; массовое школьное обучение; появление массовой профессии – офисный работник.
29. Таким образом, осанка – свойство, присущее только человеку, продукт эволюционного процесса – прямохождения. Основными историческими вехами эволюции осанки являются: прямохождение (2 млн. лет т.н.); изобретение стула (XV век); массовое школьное обучение (XIX век); появление новой массовой профессии – офисный работник - современное время.

Осанка – важный показатель физического развития человека.


30. От рождения до глубокой старости человек проходит определенные этапы развития. Изменяются формы и пропорции тела, изменяется нервная система и, вместе с ней, формируются, закрепляются и угасают комплексы безусловных и условных рефлексов. Все это, так или иначе, отражается на осанке. Изменение осанки в процессе индивидуального развития человека - важный аспект физического развития человека.
31. Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 до 8 лет и продолжается до возраста от 17 лет до 21 года, по мере созревания нервной системы и формирования устойчивого двигательного стереотипа. В этот период окончательно формируются изгибы позвоночника, своды стопы, выравниваются нижние конечности. Посмотрите на рисунок. У маленьких детей осанки как таковой еще нет, физиологические изгибы позвоночника отсутствуют, вертикальная поза неустойчива. В процессе роста ребенка формируется двигательный стереотип, и в младшем школьном возрасте появляются первые элементы сегментального выравнивания. Однако у детей 6 – 9 лет осанка неустойчива, мы видим избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника, выступающий живот, торчащие лопатки – это норма для 6 до 9 летних детей. Устойчивая осанка формируется в среднем и старшем школьном возрасте. Окончательно формирование осанки происходит с прекращением роста скелета.
32. Возраст 8 – 17 лет - самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей, именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов. В этом же возрасте наиболее эффективны мероприятия по воспитанию осанки. Нарушение осанки – причина возрастных деформации позвоночника.
33. С возрастом связки становятся более жесткими, мышцы менее эластичными, суставы теряют свою подвижность. К старости ухудшается и механизм управления осанкой – двигательный стереотип, по причине деградации нервной системы. В связи с этим способность сегментов тела к выравниванию ограничивается, осанка ухудшается, а возможность коррекции осанки снижается. В пожилом и старческом возрасте нарушается структура кости – возникает проблема остеопороза и, связанного с этим процессом, деформация скелета (прежде всего позвоночника). Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и нервной системы приводят к нарушению осанки, но и плохая осанка в свою очередь способствует деформации скелета.

Осанка – важный показатель физического развития.

Этапы физического развития:

отсутствие осанки (до 8 лет)

неустойчивая осанка – период активного формирования осанки (8-13 лет)

окончательное формирование осанки (14-28 лет)

закрепление приобретенной осанки

деградация осанки (65 и старше)


34. Таким образом, ОСАНКА является важным показателем физического развития человека. Человек в своем развитии проходит следующие этапы

Дошкольный возраст – отсутствие осанки как таковой

Младший школьный возраст – неустойчивая осанка

Средний и старший школьный возраст – период активного формирования осанки

Юношеский – окончательное формирование осанки

Взрослый - закрепление приобретенной осанки

Пожилой и старческий возраст – деградация осанки.

Осанка – предмет изучения различных наук, изучающих человека.


35.

Осанка с позиции различных наук, предметом изучения которых является человек.

Осанка изучается многими науками, такими как физиология, биомеханика, медицина, физическая культура, военное дело и, даже, психология. Рассмотрим, как эти науки изучают осанку.
36. Осанка с позиции биомеханики.

Прежде всего, осанка это составная часть биомеханики: Биомеханика рассматривает осанку как комбинацию положений всех суставов и сегментов тела в данный конкретный момент времени. «Осанка это застывшее движение». С точки зрения биомеханики, осанка, определяется скелетным равновесием, и характеризуется распределением центров тяжести отдельных сегментов тела. Осанка есть выражение и масштаб борьбы между силой тяжести и прямым положением тела.

Осанка с позиции физиологии - двигательный стереотип, который наследуется и совершенствуется в течение индивидуального развития и воспитания


37. С точки зрения науки физиологии, осанка рассматривается как двигательный стереотип (т.е. комплекс безусловных и условных рефлексов), который наследуется и совершенствуется в течение индивидуального развития и воспитания. Осанка в целом определяется: двигательным стереотипом, вариантом развития скелета и балансом мышц.

Осанка с позиции медицины - показатель физического здоровья.


38. Медицина рассматривает осанку как показатель физического здоровья. С плохой осанкой связаны многочисленные проблемы, начиная с детского возраста и до глубокой старости. Это и сколиотическая болезнь детей школьного возраста, и кифосколиозы подростков, и остеохондроз позвоночника у взрослых, а также тяжелые деформации скелета у пожилых людей и стариков.

С плохой осанкой связаны не только заболевания позвоночника, но и заболевания суставов, стопы и внутренних органов.

Осанка с позиции школьного воспитания - сидячая природа школьных занятий первый и постоянный враг хорошей осанки (Bancroft, Jessie Hubbell, 1867).


39. Школьное обучение неразрывно связано с воспитанием и гигиеной осанки. Еще в начале прошлого столетия, в книге известного американского педагога Банкрофта «Осанка школьника» отмечена необходимость воспитания осанки для правильного формирования позвоночника, груди, плеч и других сегментов тела, а также формирования их правильного отношения друг к другу. Сидячая природа школьных занятий, писал он, первый и постоянный враг хорошей осанки. Из-за пренебрежительного отношения к физической культуре, школьники переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими лопатками, наклоненной головой и другими деформациями вызванными школьным обучением.
40. Осанка является также показателем психических особенностей человека. Каждый взрослый имеет определенную, свойственную только ему осанку, характерную для него так же, как, например, форма лица, цвет глаз. По осанке можно безошибочно узнать человека.
41. В военном деле на первый план выступает утилитарное значение осанки - осанка рассматривается как показатель, влияющий на эффективность действия военнослужащего. Воспитание и коррекция осанки традиционно входит в курс подготовки военнослужащих практически всех армий мира. Рассмотрим пример. Как бы оценил такую осанку в положении сидя физиолог, врач, специалист в области физической культуры или военного дела?
42. Рассмотрим простой пример. Сутулая осанка, в положении сидя (справа изображена хорошая осанка). Как такую осанку оценил бы физиолог, врач, специалист в области физической культуры или военного дела. Специалист в области биомеханики: смещение центра тяжести головы вперед, увеличение нагрузки на грудной отдел позвоночника.
43. Биомеханик обратил бы внимание на смещение центра тяжести головы вперед и на перегрузку верхнегрудного отдела позвоночника. Врач: вероятность заболевания позвоночника в результате перегрузки.
44. Врач обратил бы внимание на возможность заболевания позвоночника в результате такой перегрузки. Специалист в области физической культуры: такая поза недопустима как исходное положение для выполнения упражнения «поворот головы».
45. Специалист в области физической культуры, прежде всего, указал бы на то, что такая поза недопустима как исходное положение для выполнения даже такого простого упражнения как «поворот головы». При этом возможна травма шейного отдела позвоночника. Специалист в области военного дела: ограничение амплитуды поворота головы и снижение эффективности действия военнослужащего.
46. А вот для специалиста в области военного дела было бы важно ограничение возможности поворота головы при сутулой осанке и, связанное с этим, снижение эффективности действия военнослужащего. Значение осанки: показатель физического здоровья и физического развития; фактор повышения эффективности движения; средство профилактики травматизма и заболеваний опорно-двигательной системы.
47. Итак, осанка является важным объектом исследования самых различных наук. Однако именно физическая культура наиболее полно изучает все аспекты осанки. Физкультура рассматривает осанку и как показатель физического развития и физического здоровья; и как фактор повышения эффективности движения, и как средство профилактики травматизма и заболеваний опорно-двигательной системы. Осанка – важный показатель физического здоровья.
48. Рассмотрим важный вопрос «осанка и физическое здоровье». Рассмотрим, с одной стороны, как осанка влияет на течение заболеваний, прежде всего опорно- двигательной системы. И с другой стороны, как некоторые патологические состояния влияют на осанку.

Классификация причин нарушения осанки.


49. Выявление причин нарушения осанки необходимы для построения реальных и достижимых задач при воспитании или коррекции осанки. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы. Возможна ли вообще коррекция осанки без устранения причины, которая ее вызвала? Устранима ли эта причина средствами физической культуры или медицины, или с этим приходится считаться? Какую роль воспитание и коррекция осанки играет в общем комплексе лечения? Например, при сколиозе или остеохондрозе позвоночника хорошее состояние опорно-двигательной системы длительное время замедляет и отдаляет необратимые изменения в позвоночнике. Если же постоянным контролем осанки пренебрегают, заболевание прогрессирует и это приводит к тяжёлым последствиям. Причины нарушения осанки могут быть структурные (обычно необратимые, связанные с физическим дефектом, деформацией, нарушением структуры) и функциональные. Структурные нарушения в свою очередь разделяют на врожденные и на приобретенные.
50. Врожденные структурные нарушения составляют 5-10% от общего числа, а причинами их чаще всего являются врожденные деформации и нарушения развития позвоночника, ребер, грудной клетки, тазобедренных суставов, нижних конечностей. К ним относятся врожденный сколиоз, недоразвитие конечностей, воронкообразная деформация грудной клетки, врожденный вывих бедра, детский церебральный паралич…
51. К приобретенным структурным нарушениям относят: школьный сколиоз, кифосколиоз подростков, остеохондроз позвоночника, артрозы, деформации скелета на фоне остеопороза пожилого возраста; ампутационные дефекты конечностей и др
52. Функциональные причины нарушения осанки – это те нарушения, которые носят временный характер и обратимы. Они связаны с нарушением функции, какого либо органа или системы. Однако, при отсутствии коррекции и «должного внимания» они приводят к стойким структурным изменениям, прежде всего в позвоночнике. Это состояние постепенно переходит в новое качество - болезнь.
53. Перечислим функциональные причины нарушения осанки:

1. Недостаточность механизмов регуляции осанки у детей до 9 лет и у лиц пожилого и старческого возраста, связанная с возрастной особенностью нервной системы.


54. 2. Врожденная недостаточность двигательного стереотипа.
55. 3. Нарушение функции мышц, связанные с их слабостью, повышенным тонусом, укорочением. В результате влияния различных условий быта, учебы, работы может развиться преобладание силы каких либо отдельных группы мышц. Неравномерное развитие мышц является наиболее частой причиной нарушения осанки.
56. 4. Нарушение внешнего дыхания (в результате заболевания легких и бронхов, или после операций на грудной клетке). Заболевания органов внешнего дыхания сопровождаются снижением дыхательной экскурсии, формированием бочкообразной формы грудной клетки, что приводит к нарушению выравнивания лопаток и плечевого пояса – нарушение осанки. функциональные причины нарушения осанки:
5. Общая слабость в результате перенесенных, хронических заболеваний, длительной гиподинамии. функциональные причины нарушения осанки:
58. 6. Избыточная масса, нарушение жирового обмена. функциональные причины нарушения осанки:
59. 7. Психологические факторы, особенно ущербное чувство собственного достоинства.

Заболевания опорно-двигательной системы и их взаимосвязь с осанкой.

Рассмотрим некоторые заболевания опорно-двигательной системы и их взаимосвязь с осанкой.


60. Сколиотическая болезнь позвоночника. Сколиоз — боковое искривление позвоночника в сочетании с его торсией (скручиванием). Сколиотическая деформация формируется у детей школьного возраста в результате нарушения развития позвонков - неравномерного роста правой и левой половины позвонка. Согласно современной теории, именно плохая осанка инициирует развитие деформаций растущего позвоночника.
61. Сколиоз существенно ухудшает скелетное и мышечное равновесие. Является причиной плохой осанки. Сколиотическая болезнь может прогрессировать и требует специального лечения до полного прекращения роста скелета. С другой стороны, плохая осанка, а именно нарушенный двигательный стереотип и дисбаланс мышц ускоряет искривление позвоночника и усугубляет течение сколиотической болезни, которая может привести к тяжелым деформациям туловища.
62. Коррекция осанки способна существенно исправить деформацию туловища и замедлить сколиотическую болезнь. Профилактика нарушений осанки в раннем школьном возрасте – основной путь профилактики школьных сколиозов.
63. Следующим распространенным заболеванием школьного возраста является юношеский кифосколиоз. Кифосколиоз подростков формируется в возрасте 14-16 лет в период активного роста скелета – вытягивания – костного спурта. Этот период характеризуется так называемым юношеским остеопорозом – снижением плотности и прочности костной ткани тел позвонков. Кость становится мягкой, как «сахар, брошенный в воду». Под действием избыточной нагрузки на передний опорный комплекс позвоночника, тела грудного отдела позвоночника сплющиваются и приобретают клиновидную форму. (этому способствует длительное вынужденное сидячее положение в период школьного обучения).

Кифосколиоз подростков.

Рентгенограмма грудного отдела позвоночника (слева). Стрелками показаны «сплющенные» клиновидно деформированные позвонки. Деформация туловища и нарушение скелетного выравнивания при кифосколиозе подростков.


64. В результате формируется искривление грудного отдела позвоночника. Кифозирование позвоночника сопровождается скручиванием и боковым искривлением. Кифосколиозы подростков, также как и школьный сколиоз, существенно ухудшает скелетное и мышечное равновесие и сам по себе является причиной плохой осанки. Кифосколиоз имеет тенденцию к прогрессированию и требует специального лечения до полного прекращения роста скелета. С другой стороны, плохая осанка, а именно нарушенный двигательный стереотип и дисбаланс мышц ускоряет искривление позвоночника и деформацию грудной клетки, что приводит к нарушению функции органов грудной клетки и косметическому дефекту. К группе риска относятся до 80% школьников, заболевание развивается у 10% из них. Нет необходимости говорить о важности воспитания и коррекции осанки учащихся средней школы.
65. Накопленные в детском и подростковом возрасте проблемы позвоночника, разумеется, никуда не деваются и люди продолжают с ними жить. В процессе следующего периода жизни – (учеба в ВУЗе, работа), продолжается испытание скелета человека на прочность.

Заложенная ранее плохая биомеханика позвоночника, и сидячий образ жизни, способствуют развитию такого опасного заболевания как остеоходндроз позвоночника. Суть его в превращении эластичных и прочных амортизаторов – межпозвононковых дисков в жесткие структуры, которые к тому же смещаясь способны сдавливать нервные образования спинного мозга с последующим их воспалением, которое сопровождается болью, параличами мышц, и даже необходимостью хирургического лечения.

В конечном итоге позвоночник превращается в жесткую структуру, с ограниченной подвижностью, что ограничивает возможность сегментального выравнивания, ухудшает осанку и затрудняет ее коррекцию. Плохая же осанка в свою очередь способствует развитию остеохондроза.

Остеохондроз позвоночника – дистрофическое заболевание межпозвонковых дисков – своеобразных амортизаторов, основной функцией которых является гашение ударов при движениях позвоночника.


66. Плоскостопие – общий термин для обозначения нарушения биомеханики стопы и всей нижней конечности в целом. Смягчение инерционной нагрузки при ходьбе и беге осуществляется сложным комплексом суставно-связочного аппарата, соединяющего 26 основных костей стопы, в котором выделяют 3 продольных и поперечный свод. Рассмотрим строение только одного из них – среднего продольного свода. Пяточная, таранная и кости плюсны и предплюсны образуют своеобразную арку - рессору, способную уплощаться и расправляться. Нагрузка – вес тела - распределяется равномерно на передний и задний отдел стопы. Передний и задний отделы стопы соединены в единую кинематическую цепь мощным эластичным сухожилием – подошвенным апоневрозом, который подобно пружине возвращает распластанный под нагрузкой свод стопы.
67. Проблема «плоскостопие» появляется с начала формирования сводов стопы (в возрасте 7 – 9 лет). Плоскостопие может прогрессировать в возрасте 14 – 16 лет (в период активного костного роста), в 35 - 48 лет (возрастное снижение эластичности связок и мышц), в 48 – 55 лет (изменение гормонального фона и снижение прочности костей). Чаще всего плоскостопие это проблема женщин, связанная с изящной обувью, беременностью, кормлением грудью, менопаузой. При плоскостопии продольный и поперечный своды стопы уплощаются, пятка отклоняется к наружи. Передний отдел стопы деформируется таким образом, что первая плюсневая кость отклоняясь к наружи, приводит к смещению первого пальца внутрь. Пальцы стопы, вынужденные сохранять форму обуви, заходят один на другой.
68. Стопа играет важную роль в формировании осанки. В опорных структурах тела каждый вышележащий сустав зависит от нижележащего и наоборот. Заболевание стопы – причина ассиметрии всего тела. На рисунке показаны основные позиционные нарушения при плоскостопии. Уплощение стопы вызывает каскад компенсаторных изменений и перегрузок нижних конечностей, таза, позвоночника. Стопа, распластываясь и отклоняясь кнаружи, ведет за собой наружную ротацию голени и компенсаторную внутреннюю ротацию бедра. При этом увеличивается Х-образность коленей. С другой стороны, положение вышележащих по отношению к стопе сегментов тела может улучшить состояние сводов стопы.

Осанка – показатель психики человека.


69. Рассмотрим важный аспект «осанка как показатель психического здоровья». Рассмотрим, с одной стороны, как осанка влияет на психофизиологические показатели, и с другой стороны, как состояние психики влияют на осанку.
70. Известный английский исследователь, Чарльз Дарвин (1880) в своей книге «Эмоции людей и животных» ввел понятие «Рефлекс осанки»: «Определенные движения и позы (иногда в значительной степени) способны вызывать соответствующие эмоции.… Примите печальную позу, и через некоторое время вы будете грустить... Эмоции побуждают к движению, но и движения вызывают эмоции».
71. "осанка выражает состояние души" любил повторять генерал русской армии Густав Маннергейм. Действительно, в ответ на отрицательные эмоции рефлекторно, как результат врожденного поведенческого инстинкта, человек принимает так называемую пассивно-оборонительную позу. Пассивно-оборонительная поза характеризуется: приподнятыми и сведенными вперед плечами, опущенной и выдвинутой вперед головой, сутулой спиной. При частом повторении такая поза может стать и часто становится привычной, закрепленной в двигательном стереотипе осанки. Неврастения – результат и следствие плохой осанки.
72. Многие заболевания психоэмоциональной сферы (неврозы) связывают с заболеванием опорно-двигательной системы и с нарушением осанки. Синдром хронической усталости – наиболее распространенное заболевание современного человека (его называют также неврастения, вегетососудистая дистония). Наиболее общий признак неврастении – ощущение постоянной усталости, головные боли, головокружение, учащенное сердцебиение и т. д. Люди, страдающие неврозом всегда "зажаты", для них характерны неравномерное напряжение мышц и плохая осанка. Человек способен сознательно корректировать привычную осанку и выработанную годами манеру двигаться, и тем самым освободится от имеющихся проблем. На этом, например, основана модная в настоящее время методика Фредерика Александера (1869-1955). Различные методы психосоматической коррекции эффективно помогают расслабить мышцы, снять излишнее напряжение. Наши мысли и наше тело неразрывно связаны, и изменения одного, влечёт за собой изменение другого. Воздействуя на свои мысли, мы регулируем мышечное напряжение. Изменяя положение тела, мы тем самым изменяем своё эмоциональное состояние. Особо следует отметить первичные позиционные нарушения в подростковом возрасте. Так, юноши и девушки, под влиянием различных психоэмоциональных комплексов, деформируют осанку - выдвигают оба плеча вперед и "горбятся". В итоге запускается циклическая перестройка мышечных групп и формируется патологическая осанка. Плохая осанка, в свою очередь способствует закреплению психо-эмоцинальных нарушений и формированию неврозов.
73. Подведем итог первой части лекции. Итак, осанка это: привычное положение вертикально расположенного тела, обусловленное двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом. .
74. Основная задача осанки предохранение опорных конструкций тела от травмы или прогрессирующей деформации. Хорошая осанка позволяет телу эффективно двигаться, противостоять психоэмоциональным напряжениям.

Осанка – продукт эволюции человека – продукт прямохождения. Осанка – свойство и особенность присущая только человеку.


75. Осанка - показатель здоровья и физического развития человека. Хорошая осанка - эффективный и надежный путь профилактики и лечения таких болезней цивилизации как боль в спине и остеохондроз позвоночника. Осанка – показатель психических особенностей личности. Язык тела, поза, которая говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе.
76. И, наконец, осанка – это показатель психических особенностей и психического здоровья личности. Это - индивидуальность, внутренняя позиция, признак профессии, социального происхождения.

Физиология осанки

1) сегментальное выравнивание

2) двигательный стереотип

3) баланс мышц


77. Перейдем ко второй части лекции «основы физиология осанки». Этот вопрос включает в себя три основные темы: сегментальное выравнивание, двигательный стереотип и баланс мышц. И сегментальное выравнивание, и двигательный стереотип и баланс мышц составляют три составные части осанки, три основные физиологические параметры осанки. Знание физиологии осанки необходимо для понимания и освоения практических навыков, таких как тестирование осанки, коррекция осанки, воспитание осанки. Анатомические плоскости.
78. Прежде чем приступить к изложению первого вопроса, рассмотрим некоторые вопросы анатомической терминологии - анатомические плоскости. Расположение частей тела рассматривают в 3-х анатомических плоскостях: фронтальной, которая делит тело на переднюю и заднюю часть; сагиттальльной, которая делит тело на правую и левую половину; и горизонтальной, которая делит тело на верхнюю и нижнюю часть.
79. Так во фронтальной плоскости тело может рассматриваться спереди и сзади, мы различаем правую и левую половину тела. В сагиттальной плоскости тело рассматривается справа и слева, мы различаем переднюю и заднюю часть. В горизонтальной плоскости тело может рассматриваться снизу и сверху, при этом мы различаем переднюю и заднюю, правую и левую части.
80. Вспомним некоторые анатомические термины, которые применяют для обозначения направления. Некоторые из них очевидны: передний – задний, верхний нижний, глубокий (расположенный далее от поверхности) - поверхностный. Термины проксимальный и дистальный относят только к конечности и обозначают: дистальный – расположенный ближе к концу конечности, проксимальный – ближе к ее основанию. Медиальный и латеральный. Медиальный – расположенный ближе к срединным структурам, латеральный – в удалении от них вправо или влево. Ротация (поворот или вращение). При обозначении движения головы или туловища различают ротацию вправо и ротацию влево. При движении конечности – внутреннюю ротацию и наружную ротацию.
81. Механизм скелетного баланса не возможно понять без знания функциональной анатомии скелета. Поэтому вспомним некоторые ее основные положения. Рассмотрим наиболее значимые для изучения осанки части скелета
82. Голова и верхний шейный отдел позвоночника. Голова сочленяется с 1 шейным позвонком – атлантом за счет мыщелкового сустава, позволяющего кивательные движения с небольшой амплитудой. Первый и второй шейные позвонки, атлант и осевой позвонок, соединены между собой осевым суставом, позволяющим ротационные движения – поворот головы до 45 градусов в каждую сторону. Центр тяжести головы смещен немного вперед. Таким образом, голова находится в положении неустойчивого равновесия, которое поддерживается мышцами.
83. Пояс верхней конечности. Пояс верхней конечности образован лопаткой, ключицей и плечевой костью. Ключица проксимально как бы опирается на рукоятку грудины, образуя ключично-грудинный сустав. Дистально она образует сустав с акромиальным отростком лопатки – ключично-акромиальный сустав. Плечевая кость образует сустав с суставным отростком лопатки – плечевой сустав. Мы видим, что лопатка (и с ней надплечье в целом) жестко фиксированы только в области ключично-грудинного сустава. Сзади лопатка фиксирована только мышцами и передней поверхностью как бы лежит на грудной клетке.
84. Грудная клетка, как мы знаем, образована ребрами, которые соединяются впереди с грудиной – грудинно-реберные соединения, а сзади с позвонками – реберно-позвонковые суставы. В норме грудная клетка – плоская, т.е. ширина грудной клетки больше, чем ее переднезадний размер – При кифозировании грудного отдела позвоночника, грудная клетка может развиваться неправильно, увеличивая переднезадний отдел и образуя бочкообразную форму. Такая же грудная клетка формируется при заболеваниях органов дыхания.
85. Таз и тазобедренный сустав. Таз образован четырьмя жестко соединенными костями: подвздошной костью, седалищной костью, лонной костью и непарной костью – крестцом. Бедренная кость сочленяется в области вертлужной впадины с подвздошной костью, образуя тазобедренный сустав. Ось шейки бедра проходит через середину головки и большой вертел бедренной кости, она является осью тазобедренного сустава. Плоскость вертлужной впадины – опорная плоскость тазобедренного сустава образует с осью шейки бедра примерно прямой угол.
86. Бедренная кость. Бедренная кость имеет сложную форму. Вверху (проксимально) мы видим большой вертел, шейку и головку бедра. Дистально расположены наружный и внутренний мыщелки бедра. Мы видим, что вертикальная механическая ось бедренной кости, ось шейки бедра, и анатомическая ось бедра не совпадают, так как шейка бедренной кости образует с ее диафизом угол 125 градусов. Ось коленного сустава проходит через мыщелки бедренной кости. Анатомическая ось бедра и ось коленного сустава, образуют угол близкий к прямому, однако чаще ось коленного сустава наклонена медиально.
87. Головка бедра не только повернута во фронтальной плоскости, но как мы видим на верхнем рисунке, в горизонтальной плоскости, она также развернута кпереди. Анатомическая ось тазобедренного сустава и ось коленного сустава образуют некий угол – угол антеторсии – или угол переднего скручивания.

Функциональная анатомия, биомеханика скелета трудна для усвоения и в дальнейшем мы будем к ней возвращаться при рассмотрении соответствующих вопросов.

Сегменты тела, центр тяжести и гравитационная линия.


88. Как уже было сказано в первой части лекции, тело человека условно разделяют на отдельные смещаемые части – сегменты. Они характеризуются размером и подвижностью относительно друг друга. Каждый сегмент тела имеет свой центр тяжести. Общий центр тяжести тела, или как его называют в биомеханике «общий центр масс» располагается примерно на уровне 53% от высоты тела и обычно совпадает с центром тяжести таза. Вертикальная линия, проведенная через центр тяжести тела, называется гравитационная линия. Относительно этой линии мы и будем рассматривать положение всех сегментов тела.
89. Наконец, перейдем к рассмотрению первого вопроса физиологии осанки «Сегментальное выравнивание». Сегментальное выравнивание это особое построение кинематической цепи сегментов конечностей, сегментов туловища и головы. Сегментальным выравниванием называется стабильность сегментов тела относительно гравитационной линии. Все сегменты тела находятся в положении устойчивого или неустойчивого равновесия. Любое отклонении от оптимального положения тела в целом или отдельного сегмента, служит сигналом в системе управления осанкой для восстановления утраченного оптимального положения. Основной принцип сегментального выравнивания – все суставы находятся в положении замыкания, состояние неустойчивого равновесия сохраняет лишь голова и голеностопный сустав.
90. Сегменты тела выстраиваются таким образом, что все суставы находятся в положении замыкания, а положение неустойчивого равновесия сохраняет лишь голова и голеностопный сустав, устойчивость которых обеспечивается механизмом осаночного колебания – это основной принцип сегментального выравнивания. Рассмотрим выравнивание тела человека в трех основных анатомических плоскостях: сагиттальной фронтальной и горизонтальной.

Выравнивание в сагиттальной плоскости


91. Выравнивание в сагиттальной плоскости. В сагиттальной плоскости условная линия отвеса, совпадающая с гравитационной линией, проходит: через середину теменной области;
92. через передний край наружного слухового прохода;
93. Через тело VII шейного и I грудного позвонков, а также через ключично- акромиальный сустав
94. Через передний отдел V поясничного позвонка;
95. позади центра тазобедренного сустава;
96. впереди центра коленного сустава
97. впереди цента голеностопного сустава
98. И через середину свода стопы.
99. Если сопоставить скелетное выравнивание с доступными для осмотра и прощупывания наружными анатомическими ориентирами тела, то линия отвеса, проведенная через ключично-акромиальный сустав, выше должна пройти через слуховое отверстие, а ниже: через большой вертел бедра, через основание надколенника, впереди наружной лодыжки, середину стопы. Запомним схему сегментального выравнивания.
100. Если мы рассмотрим схему построения нижней конечности, мы увидим, что верхняя часть бедренной кости наклонена вперед, образуя уже упомянутый угол антеторсии, верхняя суставная площадка большеберцовой кости наклонена назад, а нижняя суставная площадка немного вперед. Такое построение нижней конечности важно для создания устойчивости в трех суставах тазобедренном, коленном и голеностопном. Все суставы не находятся в одной плоскости и легко «замыкаются». Фронтальная плоскость вид сзади. Гравитационная линия проходит вдоль остистых отростков позвонком, правая и левая части тела симметричны.
101. Рассмотрим выравнивание тела во фронтальной плоскости. Во фронтальной плоскости линия остистых отростков позвонков совпадает с линией отвеса, идущей от затылочного бугра, а правая и левая половины - симметричны и уравновешивают друг друга. Лопатки плотно прижаты к грудной клетке и ориентированы строго фронтально. Дирекционная ось нижней конечности. Проходит через центры тазобедренного, коленного и голеностопного суставов.
102. Построение системы "таз - нижние конечности" регламентировано дирекционной осью, которая проходит через центры тазобедренного, коленного и голеностопного суставов. Как мы видим на рисунке, дирекционная ось и ось бедренной кости не совпадают. Ось таза и дирекционная ось составляют угол 90 градусов, ось коленного сустава слегка наклонена кнутри и составляет с дирекционной осью угол примерно 87 градусов, ось голеностопного сустава наклонена к наружи и составляет с дирекционной осью угол примерно 80 градусов. Такое несовпадение осей суставов - несоосность также определяет устойчивость конечности во фронтальной плоскости. Типы построения нижних конечностей.
103. Наиболее частый тип построения нижних конечностей – конвергенция, т.е. сближение в дистальном направлении длинных осей бедер и голеней – зеленые фигурки – средний ряд. Реже мы можем видеть расхождение осей нижних конечностей (красные фигурки). Или прямой тип построения. Это главным образом определяется шириной таза.
104. Варус или вальгус коленных суставов. Варус и вальгус - отклонение оси конечности во фронтальной плоскости с образованием угла открытого кнутри (варус) или кнаружи (вальгус). На рисунке изображены варус и вальгус правого коленного сустава. Для примера изображен левый коленный сустав (затемненная часть рисунков), который находится в положении наиболее типичного вальгуса, который характеризуется небольшим внутренним наклоном суставной площадки большеберцовой кости. При избыточном вальгусе коленного сустава (правый рисунок) мы видим Х-образную форму ног, при этом центр коленного сустава смещен кнутри от дирекционной линии. В случае варуса коленного сустава (левый рисунок) мы наблюдаем О-образную форму ног и смещение центра коленного сустава кнаружи от дирекционной линии. Варус голени (boweleg)
105. Часто варусное положение нижней конечности обусловлено варусом большеберцовой кости, т.е. искривлением её с углом открытым кнутри. Такая деформация называется саблевидная форма голени. Также как и при варусе коленного сустава центр коленного сустава смещен кнаружи, однако сам коленный сустав находится в положении вальгуса – анатомическая ось бедренной кости и ось верхней трети голени образуют угол, открытый наружу, а суставная площадка коленного сустава наклонена внутрь. Умеренный варус верхней трети голени является физиологической нормой. Наиболее распространенные типы выравнивания нижних конечностей.
106. В жизни мы чаще всего встретимся с тремя типами выравнивания нижних конечностей: прямые ноги, варус верхней трети голени, вальгус коленных суставов. Все три варианта выравнивания ног являются нормой.
107. Рассмотрим выравнивание тела в горизонтальной плоскости. В горизонтальной плоскости, линии, соединяющие центры плечевых суставов, поперечные отростки позвонков, центры тазобедренных, коленных суставов и других симметричных анатомических образований правой и левой половины тела - параллельны.
108. Стопы расположены на одном уровне и слегка развернуты кнаружи. Угол разворота стоп в норме составляет от 5 до 18 градусов.
109. Более детально рассмотрим выравнивание нижних конечностей в горизонтальной плоскости. Рассмотрим построение нижней конечности в направлении сверху вниз. На рисунке изображено сечение таза на уровне тазобедренного сустава. Впереди мы видим лонную кость, справа крыло подвздошной кости. В передне-наружном отделе подвздошной кости мы видим вертлужную впадину – сферическую суставную впадину тазобедренного сустава.
110. Суставная впадина и головка бедренной кости образуют тазобедренный сустав. Вспомним строение бедренной кости. Верхняя ее часть состоит из головки, шейки, которая плавно переходит в диафиз бедра, образуя в зоне перехода мощный бугор – большой вертел. Бедренная кость как бы скручена таким образом, что шейка и головка бедра смещены кпереди. Как мы уже знаем, этот феномен называется антеторсия бедренной кости.
111. Положение оси тазобедренного сустава определяется углом антеторсии, который примерно составляет 12 градусов. Это важно для понимания биомеханики тазобедренного сустава и механизма выравнивания нижней конечности. Головка и шейка бедренной кости для устойчивости, подчиняясь общим законам механики, пытается принять положение 90 градусов по отношению к суставной впадине, т.е. уменьшить угол антеторсии до 0, за счет внутренней ротации бедра.
112. На рисунке мы видим нижележащий сегмент – коленный сустав, а именно мыщелки дистального отдела бедренной кости. Ось коленного сустава - ось, проходящая через мыщелки бедра, параллельна фронтальной плоскости. Так принято при рассмотрении механизмов осанки – ось колена базовая ось по отношению к осям суставов ноги. Надколенник «смотрит» прямо вперед.
113. Следующий, лежащий ниже сегмент – голеностопный сустав. Мы видим его нижнюю часть - блок таранной кости. Ось голеностопного сустава ориентирована кнаружи относительно оси коленного сустава на 15-180 за счет большеберцовой (лодыжковой) торсии .
114. Следующий важный сегмент - подтаранный сустав стопы, образован таранной, пяточной и ладьевидной костями. Ось подтаранного сустава ориентирована косо, примерно 800 относительно горизонтальной линии.
115. Для устойчивости головка бедра стремится к центрированию в вертлужной впадине. Центр вертлужной впадины совмещается с центром головки бедра. Бедро вместе с коленным суставом вращается внутрь (Показано на рисунке стрелками). Так как стопа фиксирована на опоре, происходит поворот бедра внутрь, а голень и стопа вынуждено принимает положение наружной ротации по отношению к бедру. Надколенник смотрит внутрь. Биомеханический смысл этого – усиление несоосности суставов, повышение подкосоустойчивости при стоянии. Такое положение бедро принимает в результате длительного стояния или слабости мышц бедра. двигательный стереотип – система управления осанкой с участием центральной нервной системы
116.

Двигательный стереотип

Вторая важная составная часть осанки - двигательный стереотип – система автоматического управления осанкой с участием центральной нервной системы, которая включает механизм выравнивания (или группирования) тела и осаночное колебание – способ автоматического поддержания вертикального положения. Двигательный стереотип – устойчивый комплекс безусловных рефлексов, составляющих все двигательные процессы, повторяющиеся в повседневной жизни: походку, почерк, осанку.
117. Двигательным стереотипом называют устойчивый комплекс безусловных рефлексов, которые формируются при индивидуальном развитии и составляют походку, почерк, осанку, то есть все те двигательные процессы, которые повторяются в повседневной жизни. Основная задача двигательного стереотипа состоит в формировании осанки, а так же в координации различных мышц при поддерживании позы и движении.
118. Следуя современной теории физиологии, все действия осуществляются на уровне простой рефлекторной дуги: раздражение – рецептор – чувствительный нейрон – сегмент спинного мозга – двигательный нейрон – исполнительный орган – это путь прохождения нервного импульса. Рефлекторную дугу контролируют вышележащие отделы центральной нервной системы (ЦНС). Различают безусловные, врожденные рефлексы, которые «вшиты» в структуру центральной нервной системы. И условные, вновь созданные, которые основаны на «проторении» нервных связей по Павлову. Так вот двигательный стереотип это набор взаимосвязанных безусловных и условных рефлексов, это определенная программа, которая работает, следуя четкому алгоритму. Например: перемещение центра тяжести приводит к сокращению икроножной мышцы - результат – восстановление положения тела.

Теория организации движений.


119. Рассмотрим теорию организации движений. Если Павлов создал физиологию элементов действий, то известный советский физиолог, специалист в области биомеханики движения, Николай Александрович Бернштейн создал физиологию, распространяющуюся на высшие формы психической деятельности. Если Павлов говорил о проторении нервных связей при образовании условных рефлексов, то в теории Бернштейна речь уже идет о построении сложного действия или навыка. «В построении движений участвуют все уровни головного мозга. В стройном и согласованном ансамбле каждый из них ведет свою партию».
120. Центральная нервная система устроена иерархично, каждый вышележащий уровень подчиняет себе нижележащий: кора головного мозга, подкорковые – экстрапирамидные структуры, продолговатый мозг, спинной мозг, уровень сегмента спинного мозга и уровень простой рефлекторной дуги. уровень «А» - слепого выполнения движений обеспечивает настройку тонуса мышц (тонус, способность к релаксации, отношения мышц- антагонистов)
121. Различают 5 уровней организации движений. Перейдем к их в описанию от низшего к высшему. Уровень «A» - уровень слепого выполнения движений (чистая физиология) обеспечивает настройку тонуса мышц (т.е. способность мышц к релаксации, отношения мышц-антагонистов). уровень «В» - уровень двигательных штампов обеспечивает врожденную особенность моторики, черновую технику повторяющихся движений (осанку, позу, ходьбу, бег), а также автоматизацию двигательных навыков.
122. Уровень «B» - уровень двигательных штампов. Он обеспечивает врожденную особенность моторики (ловкость, грациозность, пластику), а также черновую технику повторяющихся движений (осанку, позу, ходьбу, бег). Собственно на этом уровне формируется так называемая «привычная осанка», т.е. осанка, характерная для конкретного человека. Уровень «В» является уровнем неосознанной осанки, уровнем рефлекторной коррекции осанки. уровень «С» - пространственного поля, обеспечивает вписывание двигательных штампов в реальное пространство: умение расслабиться по команде, напрягать отдельную мышцу, повтор движений по показу, группирование тела, сохранение позы.
123. Уровень «С» уровень пространственного поля, обеспечивает вписывание двигательных штампов в реальное пространство: Это умение расслабиться по команде, умение напрячь отдельную мышцу, повтор движений по показу, группирование тела, сохранение позы. Для этого используются дистанционные рецепторы (зрение, слух). Применительно к осанке это уровень внешней коррекции: Например, коррекция положения тела при помощи педагога или тренера или коррекция «по показу». Признаком хорошей осанки является отсутствие "двигательного мусора" (ненужных мимики, жестов, гримас), которые являются признаком плохой моторики.
124. Дефекты уровня «С» хорошо видны в подростковом возрасте. Молодые люди, с плохой моторикой, отличаются неуклюжестью, неумением расслабиться, они с трудом осваивают гимнастические упражнения. Это так называемые «моторные бездари». Специфичен их внешний вид: прогиб поясницы или сутулость, приподнятые и выдвинутые вперед плечи, полусогнутые ноги. Их движения сопровождаются так называемым «двигательным мусором» (то есть ненужными мимикой, жестами, гримасами). Чаще всего такой дефект не связан с их генотипом или с заболеванием нервной системы, а обусловлен незрелостью нервной системы, плохим физическим воспитанием. Отметим, что признаком хорошей осанки является не только правильное выравнивание сегментов тела, но и отсутствие "двигательного мусора", который являются признаком плохой моторики. Уровень D - уровень слияния физиологического с психологическим, обеспечивает выработку сложных автоматизмов движения.
125. Уровень D - уровень слияния физиологического и психологического, он обеспечивает выработку сложных автоматизмов движения. Это уровень действия, уровень формирования двигательного навыка. На этом уровне формируются профессиональные движения. Применительно к осанке этот уровень отвечает за осознанное группирование тела – т.е осмысленную коррекцию положения тела. Уровень E (смысловой уровень) - обеспечивает смысловую коррекцию всех нижележащих уровней
126. Уровень E (смысловой уровень) - обеспечивает смысловую коррекцию всех нижележащих уровней. Здесь формируются такие сложные действия-навыки, как пилотирование самолета, работа космонавта и другие. На этом уровне осуществляется самоконтроль осанки. Воздействуя на свои мысли, мы можем менять напряжение мышц и, расслабляя мышцы, сознательно корректировать привычную осанку и выработанную годами манеру двигаться. На этом уровне реализуются методы телесно-ориентированной психотерапии (психосоматической коррекции) – высший уровень контроля осанки. Сознательное действие, автоматизируясь, переходит в уровень бессознательного, рефлекторного, и наоборот, рефлекторное, включенное в сложное целое как его подчиненное, может приобрести самостоятельное значение, войти в сферу сознания.
127. Деятельность уровня «В» реализуется через уровень «А», подчиняясь вышележащему уровню С. Уровни A, B и C являются врожденными, безусловными. Однако, в результате сложного взаимодействия, граница между физиологическим и психологическим стирается. Эта граница подвижна. Таким образом, сознательное действие, автоматизируясь, переходит в уровень бессознательного, рефлекторного, и наоборот, рефлекторное может приобрести самостоятельное значение, войти в сферу сознания. Это важный закон построения движения, он используется при воспитании и коррекции осанки. двигательный стереотип активно формируется с 8 – 9-ти летнего возраста вместе с «созреванием» центральной нервной системы на основе наследуемой программы организации движений
128. Рефлекс осанки – двигательный стереотип начинают активно формироваться с 8 – 9-ти летнего возраста вместе с «созреванием» центральной нервной системы. Индивидуально осанка формируется под влиянием разнообразных факторов, имеющих отношение к становлению моторики. Так, например, у школьника, длительное время проводящего за низким письменным столом, без своевременной педагогической поправки, начинают накапливаться первые двигательные ошибки, которые затем суммируются и фиксируются в подростковом возрасте. У людей с уже сформированной моторикой нерациональная рабочая поза испытывает двигательный стереотип на устойчивость. «баланс мышц» – функциональное состояние антигравитационной мускулатуры, обеспечивающие вертикальное выравнивание тела и осаночное колебание.
129.

Баланс мышц

Перейдем к рассмотрению третьей составной части осанки – балансу мышц. Баланс антигравитационной мускулатуры – обеспечивает вертикальное выравнивание тела и осаночное колебание.
130. Прежде чем рассмотреть этот важный вопрос, вспомним функциональную анатомию мышц. Все скелетные мышцы человека делятся на 2 основных типа: медленные и быстрые. Если рассматривать скелетные мышечные волокна при большом увеличении, то помимо поперечной исчерченности мы увидим крупные, светлые мионы и мелкие темно красные мионы.

Белые – быстрые и красные медленные мышцы. Медленные мышцы способны к длительному тоническому сокращению. Быстрые мышцы – способны сокращаться быстро, резко, но недолго.


131. Красные мышцы или с позиции физиологии медленные мышцы способны к длительному тоническому сокращению, они содержат большое количество мышечного сократительного белка - миоглобина - (отсюда красный цвет) и много капилляров. Белые мышцы или быстрые мышцы – способны сокращаться быстро, резко, но недолго. Концентрация миоглобина и плотность капилляров в них низкая. Существование у человека таких разных по функции мышц определено эволюционным развитием и имеет важное значение. Гиперактивные (красные), склонные к укорочению, и вялые, склонные к растяжению мышцы.
132. Медленные (красные) мышцы характеризуются высоким тонусом, хорошо тренируются. Но плохо расслабляются и склонны к укорочению. Как правило – это мышцы – сгибатели. Эти мышцы также называют гиперактивные мышцы. Быстрые, белые мышцы имеют прямо обратную характеристику – они имеют низкий тонус, их трудно тренировать, при недостаточной тренировке они легко теряют силу, легко растягиваются. Эти мышцы называют вялыми. Обычно – это мышцы разгибатели. На рисунке мы видим распределение вялых и гиперактивных (красных) мышц. Забегая вперед отметим, что гиперактивные мышцы больше нуждаются в релаксации и растяжке, а вялые в стимуляции. Баланс мышц – состояние мышц- антагонистов – вялых и гиперактивных мышц. характерное для привычной осанки.
133. Баланс мышц – состояние мышц-антагонистов, состояние вялых и гиперактивных мышц, характерное для привычной осанки. Осанка может быть описана в терминах баланса мышц. Основные принципы баланса мышц: 1. Положение каждого сегмента тела можно представить в терминах баланса мышц.
134. Рассмотрим основные принципы баланса мышц: 1. Положение каждого сегмента тела можно представить в терминах баланса мышц. Основные принципы баланса мышц: 2. Существует прямая корреляция между оценкой привычной осанки и данными тестирования мышц.
135. 2. Существует прямая связь (корреляция) между оценкой привычной осанки и данными тестирования мышц.
136. 3. Укорочение мышцы приводит к сближению сегментов тела, вялость мышцы к их расхождению.
137. 4. Положение сустава показывает, какие мышцы находятся в удлинённой позиции, а какие - в укороченной.
138. 5. Слабость мышц может проявиться в одно-суставных мышцах, которые долго удерживаются в удлинённом состоянии.
139. 6. Компенсаторное укорочение может развиться в мышцах, которые долго остаются в укороченном состоянии.
140. 7. У нетренированного человека гиперактивные мышцы стремятся к укорочению и гипертонусу, а вялые к удлинению и слабости. Положение тела при тяжелой форме нарушения мышц – антагонистов, вялых и гиперактивных мышц
141. Для того, чтобы понять значение баланса мышц рассмотрим пример крайнего нарушения тонуса мышц при тяжелом заболевании - детском церебральном параличе. Все гиперактивные мышцы - укорочены, все вялые мышцы – растянуты. Такую типичную позу приобретает больной этим тяжелым заболеванием. При функциональных нарушениях тонуса мышц дефекты осанки не такие тяжелые, но в целом похожие.
142. Рассмотрим на конкретных примерах изменение положения некоторых сегментов при нарушении баланса мышц. На рисунке изображена так называемая сколиотическая осанка, которая обусловленная нарушением баланса мышц. Мы видим, укорочение правых мышц торса – и удлинение левых. Укорочение правых приводящих мышц бедра – и удлинение левых. Укорочение левой отводящей мышцы бедра – и удлинение правой. Это приводит к перекосу таза и искривлению поясничного отдела позвоночника. В целом тело смещено относительно линии гравитации вправо.
143. На рисунке изображена сутулая осанка. Укорочены мышца сгибатели шеи – и ослаблены глубокие разгибатели шеи. В результате голова выдвинута вперед. Укорочены подколенные сгибатели – и ослаблены сгибатели бедра. Как результат – таз наклоняется назад. Напряжена внутренняя косая мышца живота – и ослаблены мышцы разгибатели поясничного отдела позвоночника. Поясничный лордоз сглажен, таз смещен от линии гравитации вперед.
144.

Баланс тела или осаночное колебание.

Осаночное колебание – преимущественное автоматическое и бессознательное поддержание постоянно смещающегося центра тяжести тела. В положении «стоя», тело непрерывно совершает колебательные движения - главным образом назад и вперед, с относительно небольшим боковым раскачиванием. Вес тела поочередно переносится то на одну, то на другую ногу. Раскачивание увеличивается при закрытых глазах. Амплитуда осаночного колебания на уровне головы составляет примерно 4 см. Она происходит с частотой одно колебание в период от 2 до 10 секунд).
145. Рефлекс осаночного равновесия обнаруживает и исправляет отклонение положения тела. Контроль положения тела осуществляется вестибулярным комплексом, зрительным анализатором, а также рецепторами шеи, голеностопного сустава, подошвы. Такое колебание, обычно незаметное для окружающих, является основным способом удержания вертикальной позы. В положении «стоя» туловище находится в состоянии отклонения вперед и назад. Дирекционная ось (синий пунктир) и линия силы тяжести составляют угол от -5 градусов при отклонении кзади, до +10 градусов при отклонении тела вперед. При раскачивании голова рефлекторно выравнивается по "линии взгляда", постоянно работает основная мышца баланса тела - икроножная, которая, сокращаясь, возвращает туловище в исходное положение. При чрезмерном отклонении туловища двухсуставная икроножная мышца сокращается в форсированном режиме, разгибает стопу и одновременно подгибает коленный сустав, предотвращая падение.
146. Работа икроножной мышцы в процессе поддержания баланса тела. Вес тела – реакция опоры перемещается при отклонении назад на пятку, при отклонении вперед на передний отдел стопы. При смещении тела назад, икроножная мышца создает тягу вверх и возвращает тело к нейтральной позиции. При смещении тела вперед икроножная мышца создает тягу вниз и также возвращает тело к нейтральной позиции.
147. Таким образом, осанка определяется следующими механизмами: двигательный стереотип, сегментальное выравнивание или скелетный баланс, баланс мышц- антагонистов, а также механизмом осаночного колебания – балансом тела. Знания основных принципов физиологии осанки необходимы для практических целей: исследование, тестирование, воспитание и коррекция осанки.
Список рекомендуемой литературы

Н.А.БЕРНШТЕЙН "О ловкости и ее развитии", М., 1954.

Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник для студентов вузов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.- 608 с.

А.Н.Бернштейн - О построении движений. – М., 1947

KENDALL, F.P. McCREARY, E.K., & PROVANCE, P.G. (1993) Muscles, Testing and Function: with Posture and Pain. (4th Ed.) Baltimore: Williams & Wilkins. 1993.

THE POSTURE OF SCHOOL CHILDREN. Bancroft, Jessie Hubbell, 1867, - Macmillan, New York: 1925).